Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

Политическое сознание российского студенчества и меры его повышения
Автор: Грязина Т. Н.

 

После развала СССР в ходе демократизации нашего общества тоталитарного мы, граждане новой России, как никогда ранее ощутили свою связь с политикой, и втянулись в активное функционирование политической системы. Эта связь с политикой еще более углубляется в XXI веке в связи с процессом глобализации и вступлением России в международные организации. В этих условиях всё больше возрастает роль политического сознания - формы общественного сознания, в которой отражаются представления и чувства людей о политике и политической системе.

Однако, огромная часть населения России не готова к восприятию политической информации в силу своей политической необразованности, и прежде всего это относится к молодёжи, при чём наибольшие опасения вызывают российские студенты, ведь именно со ними связано будущее нашей страны. К сожалению, политическое сознание студентов вузов отличается социальным пессимизмом, утратой веры в успех реформ, недоверием к большинству политических институтов и лидеров, постоянно сохраняющейся отчуждённостью в экономике, политике и управлении, нравственным и ценностным вакуумом, усилением ориентации на ценности стран Запада.

Для чего же нужно высокое политическое сознание российским студентам?

Во-первых, благодаря полученным знаниям студенты смогут осознанно участвовать в политической жизни страны: в избирательном процессе, в голосовании по важным вопросам, в конференциях различных политических сил.

Во-вторых, студенты будут понимать, что происходит в стране, смогут разбираться в том многообразии политических событий, о которых сообщают средства массовой информации.

В-третьих, студенты смогут сравнить политические системы разных стран мира, выявить их плюсы и минусы с тем, чтобы не повторять чужих ошибок и перенять положительный опыт для своей страны.

В-четвертых, студенты смогут представить процесс функционирования внутригосударственных и международных институтов защите прав человека (в рамках ООН, Совета Европы, неправительственные организации), тем самым увеличив свои возможности по обращению в эти органы в собственных интересах..

В-пятых, у студента сформируется политическая психология: у него возникнут эмоции в отношении тех или иных политических процессов, тех или иных личностей, он осознает собственное место в социально-политической обстановке страны, у него проявится интерес к политике или её неприятие.

В результате, усилится влияние на процесс формирования государственных органов и принятия нормативных актов. Наконец, политологические знания, возможно, подтолкнут некоторых студентов к покорению политического Олимпа и помогут им в процессе управления государством.

Итак, мы убедились, что высокое политическое сознание российским студентам просто необходимо. Как же этого добиться? В этой связи хотелось бы преложить несколько мер для достижения цели: повышения политического сознания молодёжи.

Во-первых, государству необходимо обратить внимание на качество политического образования – основного источника знаний студентов о политике и политической системе общества. В настоящее время во всех вузах России преподаётся политология, но студенчество по-прежнему аполитично. Напрашивается вывод о необходимости модернизации преподавания этой дисциплины:

А)можно порекомендовать администрации учебных заведений поставить изучение политологии на второй год обучения (а не на четвёртый, как в большинстве вузов Марий Эл). Такое предложение связано с тем, что именно на втором курсе студентам обычно исполняется 18 лет и они могут активно участвовать в политической жизни. К тому же именно в это время, в начале учёбы в вузе, они могут начать свою политическую карьеру, организовав кружок, поддерживая депутатов.

Б)также государству необходимо обратить внимание на подготовку квалифицированных кадров педагогов для преподавания политологии в учебных заведениях. А иначе эта функция по-прежнему будет возложена на историков, философов и т.д.

В)преподаватели политологии могут предварять изучение новых тем политинформацией о состоянии политических событий в стране и за рубежом. К её подготовке можно привлекать и самих студентов, соответственно оценивая их труд.

Также небольшой обзор политических событий, имеющих отношение к предстоящей теме, могут давать в начале урока и преподаватели других учебных дисциплин, тем самым одновременно показывая связь рассматриваемой темы с практикой и привлекая внимание студентов к изучаемому вопросу.

Во-вторых, можно предложить учебным заведениям при поддержке государственных органов организовать факультативные занятия для студентов по изучению политики государства, где опытный преподаватель обсуждал бы вместе со студентами актуальные проблемы современности : предстоящие выборы, расклад политических сил в стране, прогнозирование политических процессов, внешнеполитические проблемы. Оплата же дополнительных часов может осуществляться как за счёт государственного бюджета, так и за счёт собственных средств учебного заведения.

В-третьих, государственным структурам можно организовать проведение единичных лекций для студентов в общежитиях, учебных заведениях с объяснениями некоторых насущных политических вопросов, например, механизма выборов в Госдуму. Привлечь к этой программе можно студентов юридических вузов и факультетов, поощряя их материально или организационно.

В-пятых, необходимо установить реальную связь между студентами и органами государственной власти посредством почты, интернета, либо непосредственно через регулярные встречи, конференции, где студенты задавали бы свои вопросы, а самое главное - выступали бы со свежими идеями, предложениями и инициативами. Государственные же органы, в свою очередь, поощряли бы хорошие начинания и внедряли бы интересные и полезные идеи в жизнь. Хорошим примером в этой связи может послужить практика проведения семинаров президента Путина В.В. в режиме живого общения посредством сети интернет.

А в заключении доказательства большой роли политического сознания с студенческой среде хотелось бы привести слова Явлинского Г. А. “Люди лишь тогда проявят себя как активные и солидарные друг с другом граждане, когда будут понимать, какое именно общество они имеют шанс построить, во что они будут вкладывать свои силы, свою энергию, свой избирательный голос, это должна быть не утопия, а здравая конкретная цель, обращенная к каждому и прежде всего к тем кто приходит на смену, кто никогда не жил в условиях советской коммунистической действительности”.

РЕЦЕНЗИИ