Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

"Молодёжная политика" исламских фундаменталистов
Автор: Волков Евгений Николаевич

 

Ислам на сегодняшний день является самой динамично развивающейся религией. Так, сейчас в мире проживает 1180 миллионов мусульман, что составляет 19,5% населения нашей планеты. В Российской Федерации – 18%, а в ведущих странах Западной Европы постоянно проживает порядка 24% от всего населения данных государств. Причём, сто лет назад приверженцев этой религии было лишь 13%. А к 2025 году прогнозируется, что ислам станет самой популярной религией, а число мусульман возрастёт до 30%. В Европе к этому времени, по некоторым прогнозам, христианское население будет составлять меньшинство.

Учитывая высокий естественный прирост мусульманского населения, это неудивительно. Однако не стоит также забывать и о том, что увеличение приверженцев этого вероисповедания происходит также за счёт миссионерской деятельности мусульман. Причём, здесь особый приоритет отдаётся работе с молодёжью. Также стоит заметить, что наибольшую активность в этом деле проявляют, пожалуй, исламские фундаменталисты, представляющие, в отличие от других разновидностей этого вероисповедания, большую опасность в плане политической стабильности.

Специфику исламского фундаментализма определяет "теснейшая связь рассматриваемого вероучения с политической и социальной организацией мусульманского сообщества, с общинной солидарностью". Его возникновение связывают с кризисом национализма "как идеологии освобождения и мобилизации, стимулированный "неэффективностью" революционных программ развития и усугубленный сильнейшим социальным расслоением; неуспех заимствованных идеологий; снижение легитимности власти; использование религиозных мотивов и символов как вспомогательного элемента в борьбе политических элит, внешняя активность мусульманских организаций".

Если мы возьмём для более подробного рассмотрения ситуацию в Российской Федерации, то увидим следующее. Несмотря на достаточно жёсткую религиозную политику в нашей стране за последнее десятилетие произошло резкое увеличение количества адептов нетрадиционных конфессий, в том числе и сторонников исламского фундаментализма. Связано это прежде всего с тем, что в начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, на территории России не осталось ни одного авторитетного исламского высшего учебного заведения, которое могло бы готовить имамов мечетей и кадры квалифицированного мусульманского духовенства. Поэтому несколько тысяч молодых мусульман было направлено для обучения за рубеж.

Довольно большое количество поехало учиться в Саудовскую Аравию, которая оплачивала все расходы российских студентов исламских высших учебных заведений. Однако, распространённая в этом государстве исламская правовая школа ни коим образом не соответствует тем религиозным взглядам, которые присущи мусульманам России. Более того, её представители являются приверженцами фундаментализма.

Тот факт, что российские мусульмане не имели в прошлом и не имеют до сих пор единого духовного центра, вопреки попыткам ряда отечественных духовных лидеров этого вероисповедания, (в настоящее время в стране насчитывается свыше 40 самостоятельных духовных управлений) лишь облегчило проникновение фундаментализма в нашу страну. А открытие посольства Саудовской Аравии способствовало усилению фундаменталистской экспансии, поскольку оказывало непосредственное финансовое, организационное и духовное содействие исламским организациям в нашей стране.

Основными центрами распространения исламского фундаментализма в России стали не только мечети – без их создания невозможна активная пропаганда исламского учения, – в которых работали сторонники этого направления исламского вероучения, но и специально созданные на территории северокавказских республик (Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестана), а также Башкирии молодёжные лагеря.

Какими же путями фундаменталистские идеи могут проникать умы молодых россиян?

В первую очередь, воздействие идёт благодаря личному общению, причём, как с апологетами, так и со своими знакомыми сверстниками, уже поддавшимся пропаганде идей фундаментализма.

Во-вторых, определённо важную роль играет распространение информационно-просветительских материалов, в том числе специальной периодики, распространяемой исламскими фундаменталистами.

В-третьих, воздействие идёт через Интернет, где существуют сайты исламских фундаменталистов. Наверняка, всем до сих пор памятна история сайта чеченских экстремистов "кавказ", которым вовсе не ограничивается перечень подобного рода источников информации.

В-четвёртых, определённое влияние могут оказывать телевизионные каналы. Конечно же представляется довольно проблематичным открытое вещание на территорию России программ откровенно фундаменталистского содержания в метровом или дециметровом диапазоне. Однако, в наше время можно спокойно посмотреть и спутниковые каналы, которые могут вещать хоть из другого полушария. В то же время не стоит забывать, что иногда и пример, пусть даже показанный как негативный, может оказывать весьма тлетворное влияние на умы и настроения молодого поколения. А такое можно увидеть и на общенациональных каналах, и в отечественных и зарубежных кинофильмах.

Кроме того, стоит заметить, что пропаганда исламских фундаменталистов может затрагивать не только мусульман, но и представителей других религий, а также атеистов. И здесь нужно заметить, что среди русского населения ситуация для них самая благоприятная. Так, в результате проведённого опроса в Зеленограде (административном округе Москвы), проведённого в марте – июне 1999 года, выяснилось, что в молодёжной среде довольно высок процент колеблющихся, или затруднившихся ответить на вопрос об отношении к религии. Наверное, будет неправильно утверждать то, что эти цифры можно применять ко всем территориям. Однако, тенденция, выявленная в ходе этого исследования, согласно которой примерно половина молодых людей окончательно определяют своё отношение к религии лишь с 22 лет.

В последнее время отечественные религиозные деятели всё больше обращают внимание на сложившуюся ситуацию. Так, например, патриархом Русской Православной церкви Алексием II не так давно было замечено: "Упустим молодое поколение – и не будет той России, которую мы знаем и любим".

Предпринимают попытки овладеть инициативой и возглавить В последние годы две мусульманские организации мусульманскую общину России. Действия в этом направлении предпринимают председатель Центрального Духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ (г. Уфа), муфтий Талгат Таджуддин и председатель Совета муфтиев России (г. Москва), муфтий Равиль Гайнутдин. Однако постоянная борьба мусульманских центров России за «сферы влияния» и вмешательство зарубежных исламских организаций противодействуют их усилиям.

Понимание опасности этой проблемы со стороны духовенства, безусловно, позволяет надеяться на её решение. Хотя здесь совсем не помешала бы поддержка светских властей.