Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

Проблемы мультикультурализма в современной России
Автор: Черная Н.В.

 

Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. Ситуация в Рос-сии, как в обществе поликультурном, многонациональном, характеризуется неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных или культурных групп. Я бы даже сказала, что все чаще можно встретить однозначно отрица-тельное отношение к "другим". Здесь всегда существовали и по сей день существуют про-блемы, связанные с межнациональным и межрелигиозным общением.

Очень давно появились такие противопоставления как "мы - они", "свои - чужие". Та-ким образом, каждый человек, как представитель определенной группы, противопоставляет себя представителям других групп. Причиной враждебного отношения человека к ценностям культуры представителя другой группы очень часто становится этноцентризм, т.е. такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все осталь-ные группы соизмеряются и соотносятся с ней. К сожалению, очень часто подобную враж-дебность можно наблюдать в современной России, что связано с ее историческим развитием (вспомним, как происходила колонизация). Это не ограничивается лишь бытовой нетерпи-мостью или пренебрежительными высказываниями в адрес представителей других культур. Порой подобное отношение выливается в вооруженные столкновения и серьезные конфлик-ты.

На мой взгляд, труднее всего понять, чем вызвано подобное неприятие. По всей ви-димости это связано с тем, что очень длительное время доминирующей была русская куль-тура, русская нация, а прочие культуры (которых в России очень много) находились в мар-гинальном положении. Более того, советский народ пытались воспитывать как людей без на-ции. Может быть, целью подобной политики было создание монокультурного государства. Мне кажется, подобный путь совершенно неприемлем. Невозможно за короткий промежуток времени научить людей принимать другие культуры, ценности и, более того, заставить их почувствовать себя частью какого-то большего целого, чем лишь нация.

Сегодня яростный всплеск национализма происходит во многих этнических регионах. Наверное, отчасти это является реакцией протеста на такую искусственную интеграцию. Можно даже говорить о русофобии.

Но существует и другая сторона проблемы. В регионах, в которых, казалось бы, не должно возникать подобных проблем, весьма активно действуют профашистские группиров-ки, которые находят поддержку, особенно среди молодежи. Очень часто совершаются кри-минальные действия в отношении студентов из Индии, стран Африки. К сожалению, многие столкновения заканчиваются трагически.

Какую бы роль ни играл национализм в Европе в XIX и XX веках, и какие бы формы ни принимал, трудно согласиться с тем, что современные этнические движения и новые на-ционалистические режимы с их криминальными или тоталитарно-номенклатурными тради-циями могут заложить основы либеральной демократии и правового государства. Однако всегда появятся лидеры, которые станут убеждать людей в том, что права и общественное положение человека зависят от его происхождения, что надо объединяться по этническому признаку и будут при этом пользоваться успехом. И подобное явление очень трудно изжить. Националистические идеи имеют большой потенциал, поэтому такое большое число людей следует за теми, кто их пропагандирует. Ведь так человек имеет перед собой образ врага, на которого можно свалить всю вину за свои беды и несчастья. Так находят "козлов отпуще-ния". И в данном случае это представители других культурных групп. К сожалению, большая часть населения пассивна. Порой люди и относятся негативно к подобной нетерпимости в обществе, но это никак не выражают. То есть их гражданская позиция заключается в том, что они сами ничего плохого не делают, но и препятствовать другим проявлять агрессию они не намерены. Таким образом, можно говорить о пассивном принятии такого отношения. Кроме того, существующая ситуация отражается и на экономике.

На мой взгляд, очень нечистоплотно в этой ситуации ведет себя пресса. Каждый день слышишь массу сообщений о действиях лиц "кавказской национальности", о том, как где-то представители той или иной диаспоры "устроили разборку". Но простите, кого заинтересует (да и упомянут ли вообще) информация о том, как во дворе произошла жестокая драка меж-ду пьяными "русскими". Что можно с этим сделать? Мне кажется, для начала журналиста следовало бы вспомнить о какой-то простейшей этике (если таковая существует). Но если уж здесь не существует уважения к смерти (и часто на экране можно увидеть изувеченные тру-пы), то что уж тут говорить об уважении к другим культурам.

Любить всех людей невозможно, дружить с ними со всеми тоже невозможно: очень трудно понять и принять того, кто так сильно от тебя отличается. для человека естественно искать себе друзей, партнеров по своему образу и подобию. Но, пожалуй, начинать надо с каких-то элементарных знаний о тех, кто живет рядом с тобой. И начать давать такие знания нужно еще с пеленок. Это доступно каждому. Возможно, знание - это еще не дружба и со-всем не любовь, но это то, из чего никогда не вырастает ненависть «к ним всем».

Мне кажется, невозможно создать общество, где разные языки и культуры занимали бы одинаковые позиции. Но целью в подобной ситуации должно быть создание общества, где есть одна доминирующая культура и доминирующий язык, где прочие языки и культуры находятся в недоминирующем положении, но люди, желающие их поддерживать и разви-вать, встречают полную поддержку государства. В этом обществе должна последовательно проводится политика недопущения этнической дискриминации, а ведущие политические си-лы избегать риторики, построенной на принципах "этнических интересов", «этнического развития», где этого же избегает школа, где националисты (выступающие от имени боль-шинства или меньшинства) не влияют на политический процесс и на общественное мнение или где по вопросам, связанным с этничностью, сохраняется большое разнообразие мнений.