Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

Границы и приграничное взаимодействие в СНГ
Автор: Тяжов А.

 

В современной ситуации в мире идет устойчивый процесс глобализации и интегра-ции, но на-ряду с общим уменьшением роли границ и увеличения их контактности сущест-вуют и обрат-ные процессы. Идет процесс регионализации, и возникают другие, новые границы, незакреплен-ные ин-ституционально.

Это различные невидимые границы—экономические - всевозможные протекционистские меры, социальные (к примеру, противопоставление Север-Юг), религиозные (иллюстрацией может служить реакция России на ви-зит Папы Римского на Украину), политические (мета-ния Прибалтийских стран в попытках са-мо-идентификации - Северная Европа, Восточная Европа, Балтийские страны), этнические гра-ницы.

Похожие процессы характерны и для СНГ - наиболее близкого к России интеграционно-го объединения. Несмотря на заявленную заинтересованность в интеграции, de facto сущест-вует множество проблем связанных с границами, ростом их барьерности, и это оказывает отнюдь не положительное влияние на процесс сближения постсоветских стран.

Превращение межреспубликанских границ в межгосударственные неизбежно привело к раз-рушению сложившегося за десятилетия единого хозяйственного комплекса. Образо-вание границ, отграничивающих экономические пространства новых государств, автоматически вызвало появ-ление многочисленных барьеров на пути взаимных экономических и социальных связей. Пре-одо-ление таких барьеров связано для хозяйствующих субъектов с существенным по-вышением тран-сакционных издержек (таможенный, пограничный и санитарный контроль, рас-ходы на кон-верта-цию валют, страхование и т.д.). Рассечение некогда единого в экономическом отношении про-странства обернулось ограничением доступа на рынки соседей в виде ввозных пошлин, товар-ных квот и прямых запретов на поставки тех или иных изделий. Межгосударст-венные гра-ницы рассекли устоявшиеся экономические региональные границы и сделали взаимодействие очень сложным.

Кроме того, вследствие появления новых межгосударственных границ многие межрес-публи-канские связи превратились в транзитные. В реальности это также влечет за собой допол-нитель-ные издержки, связанные с пересечением национальных пространств. Конфигу-рация гра-ниц, по-ложение стран СНГ и география их коммуникаций таковы, что ни одна из них не может обойтись без транзита при осуществлении связей друг с другом и с третьими странами.

Новые границы затрудняют не только легальные экономические, но и социальные связи. В то же время они из-за технической необорудованности вполне прозрачны для теневых торго-вых операций, нелегальных миграций, наркоторговли. Проницаемость границ для взаимного экспорта социальных патологий в условиях необорудованности границ создает серьезные про-блемы для всех стран Содружества.

С формированием новых межгосударственных границ, которые в большинстве случаев до сих пор официально не демаркированы и не имеют характер международно-признанных, тесно связаны погра-ничные споры и конфликты. Спорные участки имеются на российско-украинской границе (Кер-ченский пролив), делимитация границ на Каспии, разногласия между Азер-байджа-ном и Туркме-нистаном из-за подводных месторождений нефти в погра-ничной зоне.

Новые границы рассекли не только единые производственно-технологические системы, раз-мещавшиеся в пределах нескольких республик, но и этнически однородные территории. За преде-лами границ нынешней России осталось 25 млн. русских и около 11 млн. человек, пред-ставляю-щих «русскоговорящее» население. Одновременно с этим межгосударственные границы превра-щаются в этнические границы – во многих государствах СНГ стало тяжело быть русским. Само-идентификация протекает в форме отрицания всего общего.

В ходе идентификации стран происходит неизбежное усиление цивилизационных разли-чий между ними, отрицание всего общего, идет поиск новых международных партнеров, реализуется многовекторная внешняя политика. Проведение многовекторной политики стало ответом на унас-ледованные ре-альности в виде высокой степени взаимозависимости и одновременно угроз исхо-дящих друг от друга.

Украина, Грузия, Азербайджан, Молдова стремятся стать членами Европейского Союза. Гру-зия и Азербайджан также откровенно поставили целью вступление в НАТО. Мусульман-ские члены СНГ для становления своей государственности стремились использовать потенциал ис-лам-ского и тюркского мира. Одновременно все они широко использовали опеку МВФ, МБРР, различ-ных организаций ООН.

Фактически, интеграция в СНГ для России была возможна лишь с Беларусью, но и здесь су-ществуют камни преткновения—суверенитет Беларуси, эмиссионный центр, механизмы управле-ния. Ничего реального практически не сделано, и скорого финала не предвидится.В целом, наиболее действенным механизмом сотрудничества между странами СНГ оста-ются двусторонние соглашения.

Сегодня Содружество – региональная организация, выполняющая консультационно-коорди-национные функции. Это, вероятно, максимально, что возможно, для организации, объединяющие столь разные по уровню развития, размерам, культурным особенно-стям страны.

Сегодня в СНГ даже не рассматривается вопрос о каком-либо «коллективном обособле-нии» от внешнего мира, не говоря уже о выработке единой позиции по отношению к третьим странам. Наоборот, вполне отчётливо просматривается стремление каждой из рассматривае-мых стран в одиночку включиться в процессы глобализации экономики автономно в той или иной форме под-ключиться к европейской интеграции, диверсифицировать внешнеэкономи-ческие связи, сократить долю ненадежных рынков, повысить долю партнеров готовых к инвестициям в эти страны и структурной перестройке их хозяйств.

Одновременно происходит размывание объединяющих черт в ментальности населения новых независимых государств.

Соотношение контактность --барьерность новых границ определяется уже не столько много-сторонними, сколько двусторонними соглашениями и договорами. Сегодня оно зачастую уста-навливается в результате односторонних действий стран, вводящих ограниче-ния или запреты на ввоз товаров, устанавливающих паспортно-визовый режим пересечения национальной гра-ницы гражданами данной и других стран, режим пребывания иностранных граждан в своей стране. Та-кое поведение стран объясняется усилением различий между ними, в том числе разли-чий в нацио-нальных интересах. Дифференциация интересов идет быстрее, чем процесс гармони-зации интере-сов и механизмов их реализации.

Многие эксперты отмечают, что в будущем следует ожидать продолжения усиления влияния регионализма на большинство постсоветских стран.

СНГ, как международная организация, практически существует только на бумаге и без ка-ких-либо ощутимых результатов деятельности, несмотря на то, что усиление взамодествия с СНГ заяв-лено в Концепции Национальной Безопасности РФ. Образование союзного государства Россия - Бе-лоруссия, в основе которого лежат как политические, так и экономические предпосылки, дело не ближай-шего будущего, если это вообще состоится. Тем не менее, граница, разделяющая два государства, скорее всего вновь приобретет характер административной.

Есть определённые шансы и у ЕврАзЭС, где развитие сотрудничества стимулируют как эко-номические причины, так и внешние угрозы. Последние имеют долговременный харак-тер. Разви-тие Сообщества - своего рода плата за безопасность южных рубежей России. Вместе с тем эконо-мические мотивации здесь явно не достаточны чтобы, деятельность этой организации была ста-бильной и развивалась по восходящей линии. Важным ограничителем прогресса этой органи-за-ции являются большие различия в уровнях социально-экономического развития стран-участ-ниц.

Иными словами, развитие интеграционных процессов здесь может сочетаться с усиле-нием погра-ничного контроля.

В целом, отношение России со странами СНГ и к возможной реинтеграции постсовет-ского простран-ства в минувшую декаду было довольно противоречивым. Для сегодняшней политики России характерны отказ от взгляда на многостороннее взаимо-действие в СНГ как на заданную самоцель, от попыток сохранения Содружества любой ценой, стремление добиваться наполнения его деятельности реальным содержанием, несмотря на то, что ослабление интеграционных процессов в СНГ заявлено как угроза национальным Интересам России.

К концу 90-х гг. сложился определенный механизм реализации российских интересов на этом пространстве: двухсторонние отношения - главное звено механизма, участие в СНГ и участие в субрегиональных межгосударственных организациях - по Евра-зийское экономиче-ское сообщество и Союзное государство Россия - Белоруссия, а также приграничное сотрудничество.

Межгосударственные отношения России со своими соседями из СНГ сегодня достаточно раз-личны, что отражается на характере их приграничного сотрудничества. Наиболее тесны они с Бе-лоруссией- партнером по создаваемому Союзу двух государств.

Достаточно стабильны приграничные отношения с Казахстаном - партнером России по Евра-зийскому экономическому сообществу. Однако сегодня администрации ряда россий-ских регио-нов, пограничных с Казахстаном, ставят вопрос об усилении охраны границ. К этому вынуждают растущая нелегальная миграция, стремительный рост наркоторговли, большие объемы контра-бандной торговли, криминализация приграничья. Речь идет о дальнейшем таможенном и погра-ничном обустройстве границ России не только с Казахста-ном, но и с республиками Кавказа и Ук-раиной.

От прозрачности границ и нестабильности межгосударственных отношений наиболее сильно страдают соседние регионы России и стран СНГ. Ситуацию усугубляет то, что их доля в двусто-ронней торговле за годы суверенного существования стран заметно возросла. Приграничные рай-оны заняли центральное место в торговле России с ее соседями.

Целью приграничного сотрудничества стран СНГ является ограничение барьерного дей-ствия новых государственных границ. Но подписанные в 1995 г. межправительственные соглашения Россией и Украиной, Россией и Казахстаном о сотрудничестве приграничных областей до сих пор мало результативны.

В целом после исчезновения СССР постсоветское пространство стало более дифферен-циро-ванным, контрастным и конфликтным, бедным, и одновременно менее безопасным. Меж-респуб-ликанские границы абсолютно контактные в условиях СССР, за 90-е годы превратились в куль-турные рубежи, экономические барьеры, линии разделяющие разные по устройству и разви-тию страны. Развитие институтов контактности должно в известной мере компенсировать неизбежный на данном этапе рост барьерности границ. В условиях слабости экономики и ограниченности фи-нансовых ресурсов, речь идет не о реализации каких-либо инвестиционных проектов, а о поиске форм восстановления нарушенных связей в соответст-вии с действующим в каждой стране законо-дательством. Важную роль в повышении контактности играет создание финансово-промышлен-ных групп из предприятий и организа-ций соседних регионов, развитие промышленной коопера-ции, учреждение институтов, содействующих развитию взаимных связей: банков, страховых ком-паний, информационных и консалтинговых центров.