Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

Основные проблемы российского среднего образования
Автор: Смирнова Дарья

 

Проблемы образования принято считать самыми актуальными проблемами совре-менной России. Любую среднюю школу и любое высшее учебное заведение можно без сомне-ний назвать «кузницей» будущих квалифицированных кадров. Именно образование помогает человеку получить профессию и быть впоследствии востребованным на рынке труда. Кроме то-го, образование способствует социализации молодого поколения, т.е. становлению личности, усвоению знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу. Таким образом, сфера обра-зования напрямую связана с политикой, экономикой и культурой государства, а поэтому про-блемы в этой сфере наиболее актуальны в наши дни.

Проблемы среднего образования нельзя рассматривать поверхностно: они носят глубин-ный характер. Требуется огромное количество времени, чтобы хотя бы в малой мере начать их разрешение.

Считаю необходимым начать с того, что существуют два подхода к обучению подрас-тающего поколения: знаниевый и личностный. Главная проблема российского образования - это преобладание знаниевого подхода. Педагоги, использующие его в процессе обучения, зара-нее настроены сделать из своих учеников отличных специалистов-исполнителей, но не людей, творчески подходящих к своей работе. Такими подростки должны стать во взрослой жизни, а в школе их ожидают многочисленные самостоятельные работы и прочие способы контроля над знаниями, рассчитанные исключительно на «зубрежку» без понимания предмета. Мне известно очень малое количество педагогов, которые организовывали бы совместные дискуссии, обуча-ли бы детей грамотно задавать вопросы и вообще общались бы с ребятами на равных. Это, по-моему, самое главное - чувствовать себя способным поспорить с человеком, преподающим предмет и обладающим определенным жизненным опытом, и чтобы мнение каждого ученика не только не отвергалось, но и ценилось. В этом и состоит суть личностного подхода; он помо-гает ученику научиться думать и высказывать свои мысли, а в общем смысле - способствует адаптации подростка в коллективе и в обществе в целом.

Такая разница в подходах обусловлена тем, что учителя до сих пор пытаются внедрять «советскую» школу обучения. Но наша страна претерпела преобразования , и поэтому требуют-ся новые подходы к организации образовательного процесса. Сейчас средняя школа еще не го-това к таким переменам, но наши внуки, возможно, проверят эффективность личностного под-хода к обучению детей в школе.

Существует несколько важнейших причин этой неготовности средней школы перейти на новый уровень. Среди них можно выделить экономические, технические и личностные.

В первую очередь стоит поговорить об экономических проблемах современного обра-зования. Закономерно, что ни один учитель не захочет внедрять новых подходов к обучению, если у него масса материальных трудностей. Итак, первая и самая болезненная экономическая проблема - это постоянная задержка и невыплата заработных плат учителям, их низкий размер. Хотя, как пишет журнал «Образование без границ. Study In» за май 2002года, «московские учи-теля могут рассчитывать на грант от Мосгордумы. В этом году по 12 тыс. рублей получат 800 лучших педагогов в области естественных и гуманитарных наук». Но все прекрасно понимают, что такое возможно только в столице, в провинции дело обстоит иначе. Падает престиж луч-шей из человеческих профессий, в том числе и в глазах подростков. Страшно подумать, кто бу-дет учить наших детей, если ситуация не изменится. В современных школах все меньше и меньше квалифицированных педагогов, а те, кто приходит, не задерживаются надолго. Учи-тельство стареет, значит торжествует знаниевый подход.

Конечно же, необходимо повышать зарплату учителям, а также представителям других бюджетных профессий. И если правительство осознает всю важность образования в современ-ном мире, оно найдет способ, как сделать это.

Следующая проблема, имеющая под собой экономическую основу, заключается в том, что не все ученики способны стать студентами тех вузов, в которых им хотелось бы учиться. И дело не в их знании, а в материальных трудностях. В качестве выхода министр образования Российской Федерации Владимир Филиппов преложил ввести Единый Государственный Экза-мен (ЕГЭ), который, предположительно, сократит затраты ребят из глубинки, желающих учить-ся в вузах Москвы и других крупных городов. Но, возвращаясь к разговору о подходах, следует заметить, что ЕГЭ несколько противоречит личностному подходу, к которому следует стре-миться российскому образованию: при сдаче ЕГЭ ученику потребуются исключительно одни знания, а не умение доказывать свою точку зрения. На мой субъективный взгляд, ЕГЭ только усложнит процесс поступления в вуз, не решив главных проблем.

Еще один блок проблем, которые необходимо рассмотреть, можно также отнести к эко-номическим. Это недостаточная техническая оснащенность российских средних школ. Многие ребята, становящиеся впоследствии студентами, совершенно не знакомы с работой на компью-тере, а тем более с сетью Internet. Эти навыки необходимы в современном мире. Ученики полу-чают знания только из уст преподавателей, а это при любых условиях довольно узкий спектр сведений, тем более при наличии только знаниевого подхода.

Некоторые очень правильные и своевременные способы решения этого блока проблем все-таки возникают. По сведениям все того же периодического издания «Образование без гра-ниц. Study In» за февраль 2002 года , «Всемирный банк предоставил на нужды российского об-разования кредит в $50 млн. По словам министра образования В. Филиппова, эти средства пой-дут на оборудование 1.2 тыс. учебных классов в сельских школах».Этот же номер пишет: «Де-путаты фракции «Союз правых сил» Госдумы Российской Федерации выступили с инициативой «Интернет - в школы», в рамках которой предполагается оборудовать в школах более 30 изби-рательных округов компьютерные места с выходом в Интернет. Проект реализуется в Нижнем Новгороде, Калмыкии, Удмуртии».

Кроме того, мартовский номер журнала «Образование без границ. Study In» сообщает, что « 67 регионов России провели совещание, посвященное выполнению программ, утвер-жденных правительством России. На нем министр образования Владимир Филиппов отметил, что главными направлениями работы в 2002 году станут компьютеризация городских школ, разработка электронных версий учебников по всем предметам, начало создания единой сети в системе образования и направление в каждую школу 100-томной библиотеки русской литерату-ры.»

Думаю, что все эти шаги очень важны и целесообразны. Если так будет продолжаться в течение хотя бы пяти лет, все школьники будут знакомы с работой на компьютере. Важно, что-бы те, кто помогает школам в этом нелегком деле, были заинтересованы в результате. Так, на-пример, как это делает «Союз правых сил» в избирательных округах. Правительству необходи-мо выделять массу средств на нужды образования.

Получается, что львиная доля проблем российского среднего образования неразрывно связана с нездоровой экономикой нашей страны. На их решение потребуется время. Но сущест-вует еще один спектр вопросов - это личностное воспитание современного школьника.

Множество подростков сегодня не имеют представления о понятии национального са-мосознания. И это действительно страшно. Для решения этой, можно сказать, общенародной проблемы нужно как можно чаще организовывать поездки по центрам российской культуры, например, по городам Золотого кольца, по музеям мирового значения, всевозможным выстав-кам и театрам. Это делать необходимо, ведь тогда повысился бы культурный уровень россий-ского школьника, он стал бы осознавать себя гражданином великой страны с богатым духов-ным наследием.

Уверена, что в современном обществе на подростка давит огромное количество небла-гоприятных внешних условий. Поэтому считаю необходимым наличие психолога в каждой школе. Он не только поддерживал бы школьников в психологическом плане, но и помогал бы выбрать приоритетное направление дальнейшей учебы тем, кто еще не определился. Но к сожа-лению, такое западное нововведение, как психолог в школе или в детском саду еще не скоро приживется в нашем консервативном обществе.

Еще считаю серьезной проблемой минимальную заинтересованность родителей в школьных делах своих детей: в бешеном ритме современной жизни родителям вряд ли до них. Можно преложить организовывать как можно больше общешкольных родительских собраний с обсуждением глобальных проблем современности ( наркомании, табакокурения, СПИДа и др.), а не просто проверок успеваемости по классному журналу.

В этом направлении есть некоторый прогресс. Февральский номер журнала «Образова-ние без границ. Study In» за этот год сообщает, что «в Московском городском психолого-педагогическом институте (МГППИ) был организован бесплатный курс лекций по вопросам воспитания. Преподаватели института поставили своей целью научить родителей защищать своих детей от негативного психологического влияния мегаполиса. Первая лекция была посвя-щена профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних». Считаю необхо-димым проводить такие мероприятия во всех городах страны.

Конечно же, были названы далеко не все проблемы современного среднего образования. Но я пыталась осветить самые, на мой взгляд, важные из них. Стоит надеяться, что школа вый-дет на более высокий уровень с помощью правительства, а также с помощью каждого из нас.