Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

Роль символов в общественной жизнедеятельности
Автор: Помещикова Я. С.

 

Во все времена люди руководствовались символами, задававшими алгоритмы как индивидуального, так и коллективного поведения. Разрушающе-созидающая мощь социальных революций создавалась во многом за счет энергетики великих символов, будь то символы Свободы, Равенства и Братства времен Великой Французской революции, или вдохновляющий символы Коммунизма Великой Октябрьской Социалистической революции.

Для понимания сущности символа немаловажными являются давние традиции его изучения.

Обратимся к психоаналитической и философской интерпретации данного явления. Приближая юнговскою интерпретацию архетипов к контексту нашего исследования, необходимо подчеркнуть, что в архетипах на уровне индивидуальной психики отражается некий общечеловеческий алгоритм мироупорядочения. Архетипы выражают себя в символических структурах.

Раскрывая характеристики понятия символ нельзя не упомянуть Э. Кассирера. Он считал, что человек – это символическое животное, всю историю человечества можно рассматривать сквозь призму символики. С помощью символов люди упорядочивают окружающий их хаос: язык, миф, религия, искусство, наука – суть «символические формы». Кассирер полагает, что социальная активность индивидов является источником исторически значимых смыслов, которые затем объективируются в символах.

Ю. Хаббермас, П. Бергер, Т. Лукман определяют символ как матрицы коллективных представлений, источник которых следует искать в социальных действиях и коммуникациях.

Таким образом, архетипические символы несут в себе определенные коды, смыслы, по которым человеческая душа организует процесс своего развития в соответствии с идеальным образом миропорядка, по законам гармонии и целостной полноты.

Последние годы в России происходит заметный процесс обновления символики России. Особенность современного символотворчества является сосуществование «старых» и «новых» символов. На свалку истории были выброшены герб, гимн и флаг СССР, перестали функционировать историко-архитектурные комплексы. Однако новые символические образы появляются сегодня с большим трудом. Например, стоит взглянуть на фуражку российский офицеров, где красуется «двухэтажный» герб: на околышке государственный герб СССР, а на тулье – двуглавый орел и т.д.

Неспособность создавать новые символы говорит об идейной скудности сегодняшних реформаторов, непроработанности идеологии нашего общества.