Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

Аудитория СМИ: проблема формирования
Автор: Паньков Д.Н.

 

Современную эпоху многие ученые именуют «медиакратией», правлением СМИ. Влияние средств массовой коммуникации на общественное развитие стало тотальным, определяющим, оно распространяется посредством манипулятивных технологий даже в среду человеческого бессознательного. Аудитория, как результат формального институирования массы, становится главным объектом управления. Если ранее опорой власти служили представители определенного, привилегированного класса, сословия, то теперь таким «фундаментом» становится «завоеванная» аудитория. Вопрос о власти, и связанные с ним проблемы социального устройства, оказывается напрямую связанным с эффективностью проводимой информационной политики.

Аудитория является сложным, многомерным, искусственным образованием, в своей основе представляет собой конгломерат реципиентов, обладающих схожим набором реакций на информационный раздражитель. Эта похожесть создает иллюзию однородности, гомогенности ее состава, существования в ней некой души, особой психической общности. В своей сути аудитория еще не является массой, массой ее делает воздействие со стороны СМИ. «Усредненность», «статистичность» - вот одна из важнейших типологических характеристик аудитории, «идеал», который формирует вся медиаиндустрия. И в этой «усредненности», похожести, искусственной гомогенности и находит свое выражение эффект глобализации. Формирование из аудитории массы – одна из важнейших функций СМИ. В настоящее время технологии, механизмы воздействия СМИ на массы столь совершенны, что не оставляют практически им никакого выбора.

От величины аудитории зависит финансовое благополучие коммуникатора, его сила и влияние. Поэтому особо значимым становится процесс присоединения аудитории, который в настоящее время приобрел глобальный контекст. Он начинается с четкого определения потенциальной аудитории, ее типологических черт, выделяют специализированную и неспециализированную, традиционно-ориентированную, внешне- и внутренне ориентированную, мужскую и женскую, печатную, радио, телевизионную, интернет и другие типы аудитории. Во многом этот процесс зависит от позиции самого средства массовой информации, которое способно посредством целого ряда приемов искусственно формировать необходимые черты, характеристики массы. Но от этого значимость знания объекта, на который направляется воздействие, еще более возрастает. В процессе своего становления и развития средства массовой информации выработали великое множество методов завоевания аудитории. Условно эти технологии воздействия можно разбить на два уровня: технико-тактический и психологический. Основу первого составляют приемы, способствующие технической адаптации реципиентов к формам массового общения. В рамках второго, психологического, уровня можно выделить три стратегии формирования аудитории: 1) императивную стратегию, опирающуюся на имеющиеся когнитивные структуры (создание образа уникальности передаваемой информации, передача ее по нескольким каналам массовой коммуникации, кодирование сообщения, которое состоит в придании ему точной формы, в которой оно было бы понятным и доступным для аудитории); 2) развивающую, ориентированную на изменение личности реципиента посредством диалога между взаимодействующими субъектами (изменение системы взглядов и установок реципиентов, использование механизма обратной связи); 3) манипулятивную стратегию, направленную на подсознательное стимулирование объекта воздействия в обход его внутреннего контроля (установление контакта с аудиторией, ее присоединение, дробление передаваемой информации).

Благодаря этим технологиям масс-медиа приобрели черты тотального института, а «захват» публики стал носить всеобъемлющий характер. Развитие технических приемов передачи информации способствует уничтожению коммуникационных границ между нациями. Появление сверхвлиятельного в мировых масштабах СМИ может привести в дальнейшем к «стиранию», нивелированию национальных культур, социально-политическим переменам.