Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

Подходы к философскому обоснованию принципов экологической этики
Автор: Касьянов Г. А.

 

«Я уверен, нам не удастся найти дороги к спасению и новым более высоким свершениям, если мы не попытаемся понять, в чём суть но- вого положения человека в мире и какую новую роль и новую ответ- ственность оно предлагает».

«А.Печчеи президент «Римского Клуба»

В начале позволю себе несколько отклониться от избранной темы и высказать свою точку зрения на сущность и смысл работы современного философа, какой она мне представляется. В контексте этих рассуждений станет понятнее, почему провозглашаемые нами принципы экологической этики нуждаются в философском обосновании.

В последнее время всё чаще приходится осознавать, что старый принцип «смотреть на всё с точки зрения вечности» уже устарел и утратил свою познавательную ценность. В наши дни этот принцип начинает напоминать слишком крупное сито, через которое неизбежно проскакивают скромные, повседневно – привычные вещи, оказывающиеся, в силу своей повсеместности и привычности, более значительными, нежели те ярчайшие события и явления, которые повсеместно привлекают внимание философов. Это хорошо видно на примере истории философии ХХ века. До последнего времени (быть может, двух-трёх последних десятилетий) философия игнорировала осмысление исключительно обширного пласта действительности, совокупности явлений, по сути определяющих весь ход и всю специфику нашего сегодняшнего существования.

Я имею в виду небывалый рост интенсивности хозяйственной деятельности человечества и вызванные этой деятельностью изменения, как в природе, географической оболочке, так и в самом человеческом обществе.

Я не буду сейчас приводить статистические данные, касающиеся глобальных изменений экологической обстановки на Земле. Это довольно интересно, но всё-таки в иной тематической плоскости. Достаточно сказать, что почти по всем параметрам, начиная с химического состава атмосферы и морских вод до социальных и экономических процессов, наш мир охватили такие могучие изменения, какие невозможно было бы проследить даже на протяжении сотен предшествующих лет. Как отмечал ещё Владимир Вернадский, сегодня человечество производит работу по перемещению таких масс костного вещества, которую природа совершает в течение целых геологических периодов. Достижения человечества огромны, но ими же оно ставит себя на грань существования, подчас необратимо изменяя эксплуатируемые природные комплексы, уничтожая природную основу своего бытия.

Сложившаяся ситуация во многом была предопределена ещё тысячи лет назад, в эпоху перехода человечества от анимизма, язычества, других обожествляющих природу верований к монотеизму со свойственной ему природопокорительской идеологией. Возобладавшая идеологическая установка оказалась бессознательно вплетена в ткань большинства влиятельнейших религиозных и философских учений мира. Возможно, это и есть пример того сложного для осмысления явления, когда сознание людей определяет их бытие и поведение.

В таком случае важнейшей задачей современной этической мысли становится создание системы новых мировоззренческих установок, противоположных природопокорительским, на основе которых могли бы быть выстроены новые, более совершенные и гармоничные отношения между человеком и природой. Очевидно, что задача эта специфически философская.

Никогда ещё человечество не приближалось так близко к грани своего существования. Никогда ещё выводы философской мысли не приобретали такого острого, поистине судьбоносного значения. Вопрос «Что делать?» не теряет своей актуальности и никто, кроме философа, не обладает необходимой широтой взгляда глубиной знаний и достаточным запасом интеллектуального мужества для того, чтобы предпринять попытку ответа на него. Разумеется, подобный ответ предполагает большую ответственность. Но если этой ответственности избегут лучшие, «духовный Олимп» человечества, то её перехватят интеллектуальные спекулянты, маргиналы научного мира, прежде всего, ставленники транснациональных корпораций, извращающие все достижения современной и традиционной эстетической мысли в интересах своих неоимпериалистичесих хозяев. И тогда сложнейшая и, вероятно, единственная во Вселенной экосистема Земли будет обречена на гибель, а сами земляне на нравственную и физическую деградацию.

Дабы не допустить такого трагического исхода, лучшие и доблестнейшие представители современной интеллигенции должны объединиться для создания и пропаганды «Кодекса Гражданина Земли», в котором были бы зафиксированы ключевые императивы, регулирующие взаимодействие человека и природы, обеспечивающие (при условии их соблюдения) сохранение гомеостаза в биосфере и всей географической оболочке.

Попытки создания такого кодекса уже предпринимались учёными, как в России, так и за рубежом. Наиболее интересным, на мой взгляд, представляется проект «Кодекса Гражданина Земли», предложенный выдающимся Российским учёным, академиком В.А.Зубаковым. Рассмотрев данный проект, я пришёл к выводу, что ряд его положений может быть переформулирован и выражен в более общей философской форме. Предлагаю вашему вниманию собственную интерпретацию нескольких ключевых идей, каждая из которых обязательно должна быть отражена в окончательном варианте «Кодекса…».

Итак, «Кодекс Гражданина Земли» предполагает:

1.Пересмотр традиционных ценностных ориентаций человеческих обществ. Ценность индивидуальной и коллективной жизни определяется не тем, сколько благ удалось добыть и освоить на данном историческом отрезке, а тем, насколько сам человек и человеческое общество может стать благом для окружающей среды.

2. Признание непреложности границ устойчивости экосистем и безусловное соблюдение запрета на их нарушение.

3.Расширение границ экологической ответственности. Этот принцип предполагает перенос ответственного отношения, с которым человек относится к своему ближайшему окружению – телу, одежде, дому на среду обитания в целом. Вся Земля в новой ценностной системе будет восприниматься как Дом, где должен поддерживаться необходимый для жизни порядок.

4. Эстетическое преображение. В людях с детства надлежит воспитывать высокий эстетический вкус, с которым ему предстоит подходить не только к оценке непосредственно окружающего его быта, но и всей среды обитания, планеты в целом.

5. Усвоение новой интерпретации универсального этического принципа.

Экологическая этика переформулирует универсальный этический принцип относиться к людям так, как Вы хотели бы, чтобы они относились к Вам. В эко – этической интерпретации он звучит так: каждое, сколько-нибудь значительное воздействие на окружающую среду должно производиться с чётким осознанием того, что природа ответит на это воздействие строго в соответствии с объективными законами и человеку не дано из изменить, равно как и уберечься от негативных последствий этого «ответа».