Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

Рефлексия как принцип философского мышления
Автор: Калашникова Н.А.

 

Попытки адекватно оценить современность всегда встречали на своем пути массу препятствий, ведь настоящее анализировать всегда сложнее, чем прошлое. И дело здесь не только в том, что мы сами принадлежим к этому настоящему, а, соответственно, не застрахованы от его заблуждений, но и в том, что оно меняется слишком быстро и содержит слишком много самой разнообразной информации, охватить которую полностью невозможно. Помимо этого, далеко не каждый способен мыслить глобально, в мировом масштабе, даже если и претендует на это. Здесь очень важным является умение обнаружить проблему там, где большинство людей ее не замечает, пока она еще не обернулась катастрофой. И в этом контексте особую актуальность обретает философское видение мира, отвечающее требованиям всесторонности, глобальности, всеобщности, а, соответственно, рассмотрение проблемы рефлексии как принципа философского мышления.

Философскую рефлексию чаще всего определяют как мышление о мышлении, т.е. как мысль, обращенную на саму себя, М.К. Мамардашвили выразил это в словах «Я думаю, что думаю». Философская рефлексия нечто вроде отстраненного наблюдения за деятельностью собственного сознания, его предельно абстрактный анализ, при котором философствующий индивид хочет знать и может постигать не только то, что он мыслит, но и то, как он это делает, сам процесс мышления.

Философия как форма мышления, таким образом, рефлективна по определению, она строится исключительно на абстрактных понятиях, которые имеют рефлективную природу. Как рефлективная форма мысли философия делает своим предметом общественное сознание во всем его многообразном богатстве, а потому она есть самосознание конкретной исторической эпохи.

Философская рефлексия - это особое понимание мира, через его познание и переживание, когда познанные закономерности преломляются сквозь призму интересов человека, а ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному осмыслению. Это размышление над предельными основаниями бытия, во всех его проявлениях, включая размышления над предельными основаниями существования человека, смысла его жизни.

Если говорить в целом, то философское сознание образуется системой соответствующих ему: способа деятельности, в качестве которого как раз и выступает рефлексия, средств деятельности - различных философских методов, и результатов деятельности - философских знаний. При этом способ и средства деятельности не тождественны, хотя и связаны друг с другом. Понять взаимопереходы способа, средств и результатов философской деятельности - значит понять логику становления и реализации философии как в истории в целом, так и в каждый из ее конкретных периодов.

На долю непосредственной работы философской рефлексии приходится общая проблема рефлексивной деятельности сознания как механизма систематизации, означения, осмысления опыта, превращения его в средства, методы и способы деятельности сознания, философская рефлексия универсализирует своими средствами - системами категорий и принципов разные способы деятельности сознания, их средства и результаты. Но такая универсализация не является простым обобщением, потому что осуществляется через превращение способа каждой формы сознания в средство такой универсализации.

По сути дела рефлексия возникает как соотнесение разного опыта. Основания соотнесения долгое время переходят от старого опыта к новому, причем старый опыт становится смыслом, по отношению к которому новый опыт приобретает значение.

Первым отрефлексированным способом деятельности сознания была оценка - способ нравственного сознания. В дальнейшем структура рефлексии усложнилась, в ней появилась «Рефлексия с позиций веры» и «Рефлексия с позиций разума». Вторая неразрывна с первой - развитие сознания как системы способов деятельности сознания и системы его смыслов. Сознание постепенно становится целостной дифференцированной внутри себя системой. И задача философской рефлексии обозначить структуру, основания данной целостности и ее пределы.