Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

Возможен ли фашизм в России сегодня
Автор: Банчужная Ольга

 

Сегодня в России модно поднимать какие-либо проблемы, в особенности свя-занные с нынешней молодежью. Та проблема, которой собираюсь коснуться я, тоже свя-занна с тем поколением, которое и в рекламе, и в прессе называется «новым».

Причина написания этой работы прозаична-(первоначальная)-хотелось написать реферат по предмету, но только копнув некоторые материалы, о которых будет сказано ниже, заинтересовалась, а как же обстоят дела в России и кто такие «скинхеды» и «бар-кашовцы».

Обращение по этой проблеме к печатным материалам практически ничего не дали.

Единственным автором, который публиковал действительно стоящие материалы, оказался Тарасов А. Н. – ведущий эксперт Центра новой социологии и изучения практиче-ской политики «Феникс», эксперт Информационно-экспертной группы «Панорама».

Также использовались материалы, которые публиковались в альманахах просвети-тельской группы по правам человека, а также были использованы материалы, полученные от непосредственных участников движений РНЕ и «скинхеды».

Немного истории:

Первоначально движение «скинхеды» появилось в Англии в 1968-1969гг. Это бы-ла субкультура рабочих районов Британии, которая возникла, как молодежная культура протеста против времяпровождения «богатеньких маменьких сынков». Но весь протест ушел в рок, в «Битлз», в «Роллинг Стоунс», в «Ху» - эту контркультуру скинхеды рас-сматривали, как «выпендреж» длинноволосых из семей среднего класса и богатых семей. Чтобы подчеркнуть свою классовую принадлежность, скинхеды выработали свой собст-венный стиль одежды: «донки» - теплая грубошерстная куртка или полупальто с кожаной кокеткой (одежда докеров), грубые брюки с «вечной стрелкой» («стапресс»), длинный до колен пиджак «зут», тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров («обувь рабочего класса») желательно «Dr.Martens`», желательно с носком армированным сталью. Стильным прическам «маменькиных сынков» они противопоставили стидьный бобрик (обычно с бачками) - бритоголовыми их, собственно, обзывала тогдашняя длинно-волосая молодежь.

Самое интересное, что скинхеды «первой волны» любили чернокожих. Они слуша-ли «музыку черных». Именно скинхеды открыли и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. В клубах и на концертах скинхеды толклись вперемежку с му-латами и черными - и никаких конфликтов не было. В отчаянных драках скинхедов с ро-керами на рубеже 70-х чернокожие вест-индцы участвовали плечом к плечу с англосакса-ми и ирландцами: дети рабочих против детей буржуазии.

Году к 1973 скинхеды исчезли: поколение повзрослело, обзавелось семьями и детьми и как говорят в таких случаях, перебесилось.

СКИНХЕДЫ «ВТОРОЙ ВОЛНЫ» появились в Англии в конце 70-х. Это был продукт разложения движения «панков», с одной стороны, и экономического кризиса - с другой. В это время увлечение панк-культурой дошло наконец до рабочих районов - и мо-лодежь из бедных семей стала вытеснять с панк-сцены детей «среднего клас-са».Одновременно экономику страны постиг жестокий кризис, повлекший за собой паде-ние правительства и приход к власти «железной леди» М.Тэтчер. Безработица выросла до невиданных размеров. С опозданием на десять лет города Британии стали ареной массо-вых молодежных бунтов. К середине 80-х целые графства в Англии превратились в «зоны социального бедствия», где и расцвела субкультура скинхедов «второй волны». Дети без-работных, сами безработные, знали, что работы ,как и денег, нет и не будет. Единствен-ным развлечением было подраться с другими такими же - но из соседнего района. Так ус-тановился новый канон одежды скинхеда. В этой одежде все функционально, приспособ-лено для "стритфайтинга" - уличной драки: тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве ( или тот же «Dr.Martens`»), удобные для бега и являющиеся оружием в драке ( профессиональный удар подошвой в живот может оказаться смертельным), корот-кие куртки –«бомберы» без воротника- чтобы противнику не за что было ухватиться, бри-тая или стриженая «под ноль» голова- опять же чтобы противник (или полиция) не могли схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких очков, значков, сумок, погончиков, клапа-нов - ничего, что может помешать вывернуться из рук противника.

Говоря иначе, между скинхедами «первой волны» и скинхедами «второй волны» не было ничего общего, кроме названия и обуви. Даже социальная среда, породившая их, была разной: в первом случае - «рабочая аристократия» и «low middle class»; во втором – деклассированная (из-за массовой безработицы) среда «депрессивных регионов».

С конца 70-х в Великобритании активизировались неофашисты. Национальный фронт и другие ультраправые устраивали уличные шествия и нападали на «цветных», об-виняя иммигрантов в свирепствующей безработице. Правительство это устраивало. Наци-стская демагогия срабатывала - ряды Национального фронта быстро росли.

Для скинхедов неофашисты быстро стали образцом подражания. С другой сторо-ны, и неофашисты начали активно работать среди скинхедов. Фашисты дали деньги на создание скин-клубов. Самодеятельные скин-группы, тяготевшие к постпанку, стали петь песни на откровенно рассистские тексты. Излюбленным лозунгом скинхедов стал лозунг "Сохраним Британию белой!" (обычно с грубейшими грамматическими ошибками в каж-дом слове "Kip Britin Vait").

Тут из своих квартир вылезли скинхеды «первой волны», озлобленные тем, что их «доброе имя» каждый день склоняют СМИ, называя «фашистами». На улицах городов развернулись ожесточенные схватки между «старыми» и «новыми» скинхедами. непри-глядную роль при этом сыграли британские СМИ, упорно выдававшие эти столкновения за «побоища между противоборствующими бандами наци-скинов».

В первой половине 80-х наци-скины появились в Скандинавии, Голандии, ФРГ, Австрии, США, Канаде, Австралии. В середине 80-х – во Франции, Бельгии, Дании и Швейцарии. Правда, в США первые скинхеды завелись еще в 70-е. Расистами они не бы-ли – были смешанные по расовому составу группы, были группы скинхедов-белых, скин-хедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. Все мирно уживались и долго недоумевали, почему в СМИ о скинах говорят как о фашистах. Но году к 1984-му и в США появились группы наци-скинов. Американские исследователи отмечают, что наци-скины в США были порождены амери-канскими же СМИ, настойчиво рекламировавшими "подвиги" британских скинхедов-фашистов. Особенно пагубную роль сыграли TV, молодежные музыкальные журналы, а также газеты "Бостон-глоб" и "Вашингтон пост".

В 1986 году нациская организация "Белое арийское сопротивление" во главе с То-масом Мицгером, насчитывавшая 2 тысячи членов, поставила себе задачей создать в США мощное движение наци-скинов. Мицгер послал своих людей в Англию учиться у Нацио-нального фронта. Те вернулись – и вскоре в крупных городах США появились многочис-ленные, связанные между собой группы наци-скинов.

В ФРГ банды наци-скинов, как правило, уже сознательно формировались неофа-шистскими организациями – зачастую из групп футбольных фанатов. Хулиганствующие болельщики, дети благополучных бундесбюргеров и сами были проникнуты "глубоко на-циональными" настроениями, а кроме того уже успели увидеть и услышать по TV много "завлекательного" об англо-саксонских скинах. В результате германские наци-скины сразу заявили о себе как о крайне агрессивной и гиперполитизированной силе.

Если британские или американские наци-скины были известны избиениями черно-кожих и азиатов, то немецкие сразу прославились убийствами. Жертвами западногерман-ских скинов были, как правило, турки и курды – гастарбайтеры (иностранные рабочие), которых в ФРГ в 80-е насчитывалось (вместе с семьями) до 3,5 миллиона.

Очень быстро германское скин-сообщество превратилось в самую "политически-грамотную" скин-тусовку в мире. Германские наци-скины неоднократно устраивали мас-совые акции чисто политического (неонациского, а не стихийно расистского) характера. В апреле 1985 года скинхеды печально прославились во время съезда неонацист-ской Германской партии земли Северный Рейн – Вестфалия. Скины, осуществлявшие ох-рану съезда, напали на демонстрантов-антифашистов и зверски избили несколько десят-ков человек. 76-летний еврей, узник нацистских концлагерей, был затоптан до смерти.

Расцвет скинхедского террора в ФРГ 80-х объяснялся помимо прочего тем, что традиционно консервативная в Западной Германии судебная система (в верхних эшелонах судебной власти сидели люди, работавшие еще при Гитлере) проявляла к наци-скинам от-кровенное снисхождение.

Единственный случай, когда в ФРГ 80-х скинхеды были осуждены за убийство иностранца, пришелся на лето 1986 года. Тогда земельный суд Гамбурга приговорил пя-терых скинов к тюремному заключению сроком от 1 до 10 лет за совершенное в декабре 1985-го на автобусной остановке зверское убийство 26-летнего турка Рамазана Авси. Но и по делу Р. Авси приговор был вынесен не за убийство, а за "драку со смер-тельным исходом".

Однако после падения Берлинской стены и включения ГДР в состав ФРГ движение наци-скинов пережило в Германии новый расцвет. "Восточные земли" ФРГ (бывшая ГДР) после интеграции оказались в глубочайшем экономическом кризисе – и повторилась бри-танская история: озлобленные, отчаявшиеся, лишенные всяких надежд на лучшее будущее безработные восточногерманские подростки массами вербовались в наци-скины и выме-щали свою злобу и отчаяние на иностранцах.

После краха "Восточного блока" скинхеды появились в Польше, Чехии, Венгрии, Хорватии, Словении, Болгарии. Особенно много наци-скинов в Чехии и Хорватии. Здесь жертвами их террора обычно становятся цыгане. В Чехии насилие скинхедов над цыгана-ми стало постоянным фоном общественной жизни. Однажды наци-скинам удалось устро-ить даже форменный цыганский погром, а 20 цыган погибли страшной смертью – были облиты бензином и сожжены заживо.

В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992 г. в Москве было около десят-ка скинхедов. Вели они себя тихо, в основном занимались самолюбованием и демонстра-цией себя в центре города.

Так длилось до начала 1994 г., когда скинхеды вдруг – в несколько недель – пре-вратились если не в массовое, то в многочисленное явление. На рост числа московских скинхедов повлиял и расстрел парламента в 1993 г. (самый убедительный аргумент-насилие), и последующий период «особого положения» в Москве, когда на улицах царил полицейский террор, быстро принявший явно расистский (формально – антикавказский ) характер.

Ельцин и его сторонники активно использовали расистскую и националистическую риторику в ходе политического кризиса в сентябре – октябре 1993 года еще до расстрела парламента. Например, Руслану Хазбулатову постоянно ставилось в вину его чеченское происхождение.

Двое студентов-ливанцев – Хануш Фади и Салиб Ассаф – были расстреляны 4 ок-тября 1993 года только потому, что имели ярко выраженную неарийскую внешность.

Какая бы то ни было законность в период "особого положения" в Москве отсутст-вовала, конституционные гарантии не соблюдались, нарушение прав человека (незакон-ные обыски и аресты, грабежи, избиение и пытки со стороны милиции и ОМОНа) носили массовый характер. ОМОН и милиция с удовольствием грабили ларьки и палатки, при-надлежавшие "лицам кавказкой национальности", на рынках ОМОНом неоднократно про-водились форменные погромы, в которых у нещадно избиваемых "кавказцев" отбирали деньги, драгоценности, товары. Помимо уроженцев Кавказа в числе пострадавших оказа-лись выходцы с Балкан, из Средней Азии, граждане Индии, Пакистана, Ирана, а также ев-реи и арабы. По поводу ареста, избиения и ограбления дипломатов из Объединенных Арабских Эмиратов посольство ОАЭ даже заявило протест МИД России. Аналогичные протесты были сделаны и посольствами Армении, Грузии и Азербайджана. Несколько англоязычных газет, включая "Москоу Таймс", не сговариваясь, озаглавили помещенные в них статьи так: "Racist Pogroms in Moscow".

Подростки-двоечники из "спальных" районов, из неблагополучных семей быстро нашли "пример для подражания". Еще более явное воздействие на рост численности ски-нов оказала первая Чеченская война.

Со скинами никто не боролся. Пока ОМОН "разбирался " с "кавказцами", скины, как более слабые и трусливые, облюбовали себе в качестве жертв выходцев из Средней Азии или стран "третьего мира" – в первую очередь "черных" и "узкоглазых". Историче-ски центрами движения скинов в России стали Москва, Санкт-Питербург и Нижний Нов-город. В Москве скины нападали в основном на африканцев и индийцев; в Петербурге – на африканцев, непальцев, китайцев; в Нижнем Новгороде – на жителей Средней Азии (преимущественно беженцев из Таджикистана).

В атмосфере попустительства движение скинов выросло до сегодняшних весьма заметных размеров и продолжает быстро расти. В Москве к лету 1998 года было, по раз-ным подсчетам, от 700 до 2000 скинхедов, в Петербурге – от 700 до 1500, в Нижнем Нов-городе – до 1000 скинов, В Воронеже, Самаре, Саратове, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ярославле, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Пскове – от од-ной до нескольких сотен. К концу 1999 года в Москве было от 3500 до 3800 скинов, в Пе-тербурге – до 2700, в Нижнем – свыше 2000, в Ростове-на-Дону – свыше 1500, в Ярослав-ле, Пскове, и Калининграде численность скинов превысила 1000 человек. Важно вспом-нить, что в 1992-м в Москве было с десяток скинов, да в Петербурге – человек пять. "Сейчас в России до 35 тысяч – это очень много. Они могут поспорить активностью с дру-гими молодежными движениями, например, такими как "Идущие вместе" (А.Н. Тарасов).

Скинхеды отличаются от простых хулиганов: во-первых, бритоголовые заявляют, что хотят не просто бить, а убивать – уже кое-где убивают; во-вторых, ненависть к "чер-ным" и "желтым" позволяет им бросаться не только не мужчин, равных по силе и способ-ных сопротивляться. Так в Москве в мае 1997 года скинхеды, устроив погром лагеря бе-женцев, убили годовалого ребенка. В другой раз результатом налета скинхедов стал вы-кидыш у беременной женщины.

Конечно, на расцвет скинхедовского движения повлияли не только политические события. Два фактора создали базу для быстрого роста и утверждения скинов в молодеж-ной среде в России: экономический кризис и развал системы образования.

Катастрофический экономический спад, начиная с 1991 года, превратил миллионы людей в России в безработных. Еще большее число людей формально не считались безра-ботными, но были ими фактически.

Подавляющее большинство населения, привыкшее жить не богато, но вполне удовлетворительно (по западным представлениям, на уровне "middle middle class" и (ча-ще) "low middle class"), стало нищим.

Все это вызывало даже не имущественную, а психологическую катастрофу: за дол-гие десятилетия советского опыта население привыкло к гарантированной полной занято-сти, государственному патернализму в области образования и здравоохранения, а также в области других социальных программ (например, к субсидированным, часто символиче-ским, ценам на продукты питания, детские товары, жилье, коммунальные услуги, общест-венный транспорт и т.п.). Лишившись привычного образа жизни, населении России стало быстро дичать: преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. Семейные скандалы и насилие в семье превратились в норму.

Параллельно с развалом экономики шел процесс развала системы образования и воспитания. С одной стороны, это было следствием экономического краха: в СССР вся школьная система была государственной, и если доходы государства в последние 10 лет снизились в 8-10 раз, это не могло не сказаться на финансировании школы. В результате в последние годы по финансовым причинам ежегодно закрывалось по 400-450 школ, и, соб-ственно, большая часть учеников из этих школ оказывалась лишена возможности продол-жать образование. Например, уже в 1997 году в Сибири, по официальным данным воен-коматов, от 7 до 11 процентов призывников были неграмотными. К 1999-му году ситуация заметно ухудшилась. Сколько детей школьного возраста не посещает школу, неизвестно (официальных данных то ли нет, то ли они засекречены). Но вот по данным Отдела по предупреждению правонарушения среди несовершеннолетних МВД России, каждый трерий правонарушитель школьного возраста весной 1999 года не имел даже начального образования.

Но куда более серьезным фактором оказалось то, что в России под предлогом "борьбы с тоталитаризмом" запретили воспитание. Само понятие "воспитание" связали почему-то с комсомолом и пионерской организацией. Эти организации были распущены, взамен не было создано никаких. Между тем комсомол и пионерская организация занима-лись не только идеологической работой. Вся иная молодежная деятельность – искусство, спорт, туризм и т.п. – тоже была "повешена" на эти "страшные" организации. Комсомол устраивал и проводил спортивные соревнования и рок- и фолк-фестивали, закупал обору-дование и предоставлял помещение для всевозможных занятий молодежи, начиная с кружков юных шахматистов или авиамоделистов и кончая танцевальными и спелеологи-ческими.

Педагогика была сведена к дидактике. Первоначально школьные учителя были счастливы: с них сняли половину нагрузки при прежней зарплате. И мало кто из них за-думался над тем, что все происходящее носило характер абсурда. Результатом явилась вторая психологическая катастрофа: за десятилетие реформ в России выросло новое по-коление – асоциальное и аномичное, для которого характерен полный разрыв с традиция-ми, с общественными ценностями и социальными установками. Параллельно с одичанием родителей произошло одичание детей. Но если родители, дичая, все-таки пытались решать какие-то задачи по коллективному выживанию (как минимум, на уровне семьи), то "дети реформ", не имея социального опыта взрослых, быстро превращались в стадо – в стадо биологических особей, лишь номинально как-то связанных друг с другом, - особей амо-ральных, асоциальных, аномичных, эгоцентричных, не способных к коммуникации, при-митивных в своих запросах, жадных, озлобленных и все более тупых.

Естественно, это сопровождалось катастрофическим взлетом детской и подростко-вой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем. Учителя, которые вчера радовались отмене воспитания, схватились за головы – именно учителя первыми столкнулись с новым пове-дением этой новой молодежи.

Но робкие попытки рядовых учителей изменить ситуацию столкнулись с жестким противодействием Министерства образования. Чиновники министерства считали, что все в порядке и события развиваются в правильном направлении.

При приемнике Кинелева – министре Тихонове в жизнь стала активно внедряться разработанная Тихоновым и Асмоловым реформа системы образования. Вкратце, "рефор-ма Асмолова-Тихонова" сводилась к следующему: государство окончательно устраняется от финансирования системы образования, которое должно производиться из трех источ-ников: из местных бюджетов, из карманов родителей и за счет местных промышленных предприятий.

"Реформа Асмолова-Тихонова" неминуемо вела к превращению России в страну неграмотных. А стало быть – в страну агрессивных националистов (ксенофобов), ибо дав-но доказано, что ксенофобия преодолевается только образованием и воспитанием.

Одновременно с превратившейся в катастрофу "реформой образования" в России была проведена ликвидация созданной в советские времена разветвленной системы вне-школьного образования и воспитания – всех этих "домов культуры", "дворцов культуры", "дворцов пионеров" и т.п.

За последние десять лет вся эта система была уничтожена. Здания дворцов культу-ры были скуплены "новыми русскими" и переоборудованы под ночные клубы, казино, рестораны, чудовищно дорогие и доступные лишь незначительной части населения. В ог-ромном количестве возникли микроскопические молодежные банды, которые и превра-щались часто в банды скинхедов – поскольку каждая такая банда была нацелена против "чужих" (пусть даже из соседнего двора), а уж всякий чернокожий был "чужим" заведомо.

Причина появления скинхедов не рациональная, а социальная. Это особенно хоро-шо видно из того факта, что банды скинхедов возникли в крупных и наиболее развитых городах – там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно возникшее за последние годы в России социальное расслоение. Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших чиновников и уголовников – "новых русских", завидовали им и ненавидели их. Но трогать боялись (у "новых русских" – секъюрити!) и направляли свою ненависть на более доступный объект – "инородцев".

В небольших рабочих городах скрнхедов не было и нет. В этих городках бедны все, там нет "новых русских", там некому завидовать.

В те же последние десять лет в России наблюдался процесс, который нельзя на-звать иначе, как реабилитация фашизма. И этой реабилитацией как раз занимались те, кто сегодня громче всех кричит о "фашистской опасности", - либералы, либеральные СМИ.

Вообще, если в советский период прославление действий Красной Армии в ходе Второй мировой войны носило навязчивый характер, то в 90-е тема стала "невыгодной" и "неинтересной". Отдельные журналисты даже рассуждали о том, что, может быть, и не стоило побеждать фашистов – раз сегодня в России люди живут хуже, чем в Германии.

В школьных учебниках началась сумятица и разногласия на тему Второй мировой войны. В одних учебниках писалось, что агрессором был Гитлер, в других – что Гитлер всего лишь предупредил нападение Сталина. В одних – что Красная Армия освободила страны Восточной Европы, в других – что Сталин поработил восточноевропейские наро-ды. В одних – что СССР совместно с западными демократиями разгромил фашистский тоталитаризм, в других – напротив, что объединяли под общим названием "тоталитаризм".

В результате в головах у подростков образовалась полная путаница. Не так давно в Интернете на сервере "Форум. Москва. Россия" можно было прочесть текст некоего Б. Берхина, из которого следовало, что этот Ю. Берхин не знает, что в Нюрнберге лидеров Третьего рейха судили все страны-победительницы, и твердо убежден, что фашистов в Нюрнберге судили только западные страны, а СССР в этом не участвовал.

Года три назад знакомый журналист, работавший тогда ответственным секретарем в "Неделе", рассказывал о своем разговоре с компанией из 10-12 выпускников московской школы. Журналист упомянул в разговоре Бухенвальд.


- А это кто? – спросила его одна из девушек.
- Ты что издеваешься? Удивился журналист.
- Почему издеваюсь? Я серьезно. Бухенвальд – это кто, немец такой? "Вальд" – это по-немецки, кажется, "лес", да?
Журналист помолчал и оглядел собравшихся, уверенный, что кто-нибудь де-вушку одернет. Но все посмотрели на него крайне заинтересовано.
- Ты что, правда не знаешь, что такое Бухенвальд?
- Да.
- Ничего себе! Ну, кто ей расскажет?

Оказалось, никто из этих 10-12 человек не знал, что такое Бухенвальд!

Это были выпускники престижной гимназии, бывшей английской спецшколы в центре Москвы, где учились в основном дети богатых родителей, "элиты".

Можно сколько угодно ругать Советскую власть, но я не могу себе представить, чтобы в году, скажем в 1975-м из 10-12 выпускников английской спецшколы хотя бы один не знал, что такое Бухенвальд или Освенцим!

Недавно по одному из каналов российского TV рассказывали, что усилиями школьных реформаторов время, отведенное в школе на изучение Великой Отечественной войны, было сокращено в 6 раз и доведено до 2-3 уроков! В результате показанные по TV школьники о войне ничего не знали или несли полную околесицу – называли, например, героем Второй мировой войны… Ленина!

Так в стране, потерявшей во Второй мировой войне 35 миллионов человек, фашизм превратился из предмета всеобщей ненависти и всеобщего презрения в загадочную и ув-лекательную тему для подростков.

Летом 2002г (июль-август) я работала в ДОЛ им. Н. Д. Гулаева вожатой (г. Анапа). Среди подростков 13-16 лет я провела за 2 смены анкетирование.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

  • 1. Сколько Вам лет?
  • 2. Где Вы живете (в областном центре или в области)?
  • 3. Знаете ли Вы о движениях «скинхеды» и РНЕ (Русское Национальное Един-ство)? Что Вы знаете об этих движених?
  • 4. Участвуете ли Вы или Ваши друзья (родственники) в этих движениях?
  • 5. Как Вы и Ваши друзья относитесь к представителям других наций и наро-дов?
  • 6. Свое пожелание России 21 в.

    Наблюдалась интересная закономерность в ответах:

    Подростки, которые жили в области (районных центрах, станциях и т.д.) – таких было около 75% - отвечали иначе на вопросы анкеты, чем ребята живущие в крупных об-ластных центрах (Москва, Санкт-Петербург). На третий вопрос все ребята ответили примерно одинаково: да, они знают о движе-ниях «скинхеды» и «РНЕ»- знают то, что везде участвует молодежь, что главной целью этих движений является» выполнение лозунга «Россия – для русских».

    На четвертый вопрос 65% подростков ответили отрицательно, остальные же (35%) дали положительные ответы, но это только касалось друзей и приятелей, причем осужде-ния в ответах не наблюдалось, скорее в них прослеживалось одобрение и поддержка.

    На пятый вопрос практически все ответили : «нормально»; кроме тех 7,5%, кото-рые дали приблизительно такие ответы:


    «…отношусь отрицательно…»;
    «…не хочу их видеть в России…»;
    «…Россия – для русских…»

    Отвечая же на 6-й вопрос, России пожелали следующее: «…мира , неба , тепла, покоя , благополучия и т.д.»